October 21, 2024

🔎  Устройство электротранспорта

• как работает

• как ремонтировать

• как рассчитать и собрать

Содержание

MENU


Термины
Развитие электротранспорта

Основные электроузлы
Аккумулятор
Контроллер

⚙️ Навигация, настройки
👨‍🎓 Электро Школа телеграф

Электрошкола


Етранспорт быстро растет
Электро и бензин. Сравнение

Э.самокат или э.велосипед?
Основные электроузлы

Контроллер

Тесла


ВНИМАНИЕ!
Электротранспорт рассматривается только с практичной стороны для перемещения человека или людей с комфортом. Дрифтовая техника с разгоном в космос здесь не упоминается.

Почему малый электротранспорт стремительно развивается?

к содержанию

Трафик Амстердам. Еще нет электросамокатов. 2010г

Современный электротранспорт уже не является полностью механическим продуктом, большая часть его экономической ценности является программное обеспечение и аккумуляторы.
Факторы, "запустившие" бум электротранспорта с 2010-2015 года:

  1. Моторы. Технологии, позволяющие массовое производство недорогих и с высоким КПД электромоторколес для самокатов, велосипедов, скутеров (мопедов). Использование электромотора полностью меняет эффективность и комфорт при индивидуальном передвижении на более дальние расстояния и является альтернативной заменой авто в крупном городе.
  2. Аккумуляторы. Развитие технологий производства ёмких и недорогих аккумуляторов. 90-е годы прошлого века с дорогого элемента 18650 снимается 1Ah. 2024 - с недорогого 18650 элемента снимается 3,5Ah с более высоким ресурсом и токоотдачей
  3. Инфраструктура. Расширение велосипедно-самокатной безбарьерной дорожной среды, велодорожек, отдельных полос и др. во всем цивилизованном мире + ж/д веловагоны и автобусы с площадками для перевозки мЭТ.
  4. Цена километра пробега. Для бензинового авто (в крупном городе) с расходами - страховка, налог, топливо, ТО, амортизация, штрафы, парковки, платные дороги, потеря времени в пробках, может доходить до 300р. км (2024). На электровелосипеде с системой Pas с домашней ночной зарядкой и расходными материалами + расходы на веловагоны (там где далеко, например другой конец крупного города и пригорода) до 1 р. км.
    В 300! раз . Не в 2, не в 5 и не в 10. На три порядка
  5. Надежность. Авто, вело или самокат от хорошего бренда может работать годами, если правильно эксплуатировать и хранить аккумулятор.
    Tesla дает 8 лет или в среднем 200 тысяч километров гарантии на свои батареи, в зависимости от модели. АКБ заменяется, если теряется более 30% емкости на время гарантии.
  6. Авто в городе зло: пробки, негде парковать. Предпочтение электровелосипедам и электросамокатам, например, в Москве быстрее и комфортнее на электровелосипеде или самокате используя вездесущие МЦД c комфортными веловагонами.
  7. На веле не устанешь. Не нужна физическая подготовка для долгой езды

Электро и Бензин. Сравнение

к содержанию

Размер и вес при одинаковой мощности

Слева электро 20-25 кг, справа мотовелосипед 30-40 кг
Коммент для мотовела:
некрасиво, тяжелый, громко тарахтит, пахнет бензином, нужно постоянное обслуживание, много деталей, 2 цепи, ненадежность.
Видео пример. Полное видео сравнения

Конструкция электромотора и ДВС. Пример авто

Сравнение размера двигателей ДВС и электромотора (150лс 110KW). Вес электро на 30-50% меньше

Простота конструкции электромотора. Пример авто

Электромоторы. Слева для моторколеса, справа электромотор с редуктором для авто

- нет цилиндропоршневой группы и системы ГРМ

цилиндропоршневая группа ДВС и система ГРM (газорасределительный механизм)

- нет системы подачи топлива и системы охлаждения ДВС

ДВС. Система подачи топлива и система охлаждения

- нет системы выхлопа

система выхлопа ДВС

- нет коробки передач, генератора и стартера

Коробка передач, генератор и стартер

Коммент
ДВС вместе с коробкой передач состоит их несколько тысяч деталей. Электромотор не более 100 деталей. Чудовищная разница в конструкции. Причем поломка хоть одной детали ДВС может привести к остановке мотора.

3. Надежность
4. Бесшумность
5. Не нужен прогрев

6. Не нужно постоянного и дорогого ТО, частой замены тормозных колодок (y электро торможение двигателем с рекуперацией)

2023г. В мире продано 18% (14 млн.) электромобилей от всего легкового и коммерческого парка. В России 0,07% (15.000).
Но! 2024 год. Все автомобильные бренды начали снижать производство электромобилей по причине снижения покупательского интереса к электрокарам. Рост есть, но он снижается.

В современном электротранспорте большая часть его экономической ценности является программное обеспечение и аккумуляторы.


Минусы авто электротранспорта перед бензиновыми аналогами:
1. Дальность хода. Емкие аккумуляторы стоят дорого, если они вообще есть в ассортименте бренда. Запас хода существенно уступает бензиновым машинам, особенно в холодном климате.
2. Не развитая инфраструктура. Мощные зарядные терминалы (до 45 мин. до 80%) не везде есть. А если есть, то могут быть заняты и приходится заряжать доступными "медленными" терминалами на 3-4 часа или за час, но с небольшим пробегом. Бензиновую машину можно полностью заправить не более 5 мин. и заправки есть везде.

Занятые зарядные станции

3. Ну и главное, это дискомфорт в дальней (по меркам электромобиля) поездке. Боязнь остаться без зарядки очень раздражает. Даже если вы встали на "бензинке" вы можете решить вопрос с доставкой топлива. Электро только на эвакуаторе.

4. Для России дорого. Самый доступный электромобиль с гарантией, запчастями и тех. поддержкой Москвич-3е от 3.025.000р с гос. субсидией (2024). Заявлено 400 км пробега, реальный делите на 1,5, зимой на 2-3.

Что с малым электротранспортом (мЭТ до 100 кг)?
Растет огромными темпами. Все больше и больше людей входят в группу быстрого передвижения на мЭТ. Если молодежь это быстро освоила, то люди в возрасте от 40 лет медленно воспринимают эту замечательную возможность легкого передвижения. Но все больше и больше людей в почтенном возрасте уже гоняют (по их меркам) на самокатах и электровелосипедах. Продажи только в Еропе десятки миллионов в год с постоянным ростом.

Е-вел, Е-самокат или E-мопед?

к содержанию

сравнение по ПДД
где можно ездить по ПДД

Легкие электросамокаты (тип Xiaomi 360 или Ninebot) эффективны в городе на небольшие расстояния 5-10 км за поездку до 30 лет. 2-5 км после 40 лет. Дольше будет уже некомфортно долго ехать в стоячем положении. Легкие (тип Xiaomi 360 или Ninebot) надежные, с хорошим механизмом складывания.

Слева легкий самокат Xiaomi 360 12 кг.
Справа мощный и тяжёлый Ultron T11 45 кг.

Мощные и скоростные тяжелые самокаты теряют свои преимущества - легкость и компактность и, главное, безопасность. Скорее это развлечение для молодежи. Кроме того, такие быстрые и тяжелые самокаты, практически, всегда нарушают ПДД.

Электровелосипед

Преимущества пере самокатом:

  1. Комфортная эргономика в сидячем положении (с прямой посадкой). Можно ехать десятки километров без устали
  2. Лояльные правила дорожного движения. Например только велосипеду можно ездить по выделенной полосе "А" для общественного транспорта и такси и передвигаться справа по проезжей части - самокату запрещен выезд на проезжую часть, если есть тротуар. Но даже на проезжей части запрещен объезд припаркованных машин справа вдоль дороги. Кроме того у самоката ограничена скорость 25. Велосипеду можно разгоняться (например вниз) на педалях по ПДД как для авто.

🔹 Wh или Ah. Емкость аккумулятора. Энергия, которую может отдать аккумулятор при разряде. Чем больше нагрузки на мотор ЭТ, тем больше потребление энергии, тем меньше по времени и расстоянию проедет ЭТ. Следовательно тише едешь - дальше будешь.
🔹 Дроссель (Throttle). Обычно называют Ручка газа, (поворачивается ладонью с обхватом, как на мотоциклах), курок (поворачивается большим пальцем руки) - линейный (постепенный) датчик регулировки оборотов мотора, сделанный на основе подвижного магнита и неподвижного датчика холла. Датчик холла регистрирует изменение напряжения в вольтах, в зависимости от поворота ручки и передает сигнал контроллеру

к содержанию