Роллерные тормоза. Обзор с разборкой, тест

Как работают тормоза. Проблемы и отзывы

Роллерные тормоза. Обзор с разборкой, тест

Сообщение VELOBIG » 07 фев 2014, 13:41

1. Обзор с разборкой

Давно чесались руки разобрать эти тормоза. Картинки в каталогах Shimano это, конечно, хорошо, а вот пощупать своими руками - это другое дело. К тому же никто не знает - что такое V-образные колодки, а к японским разработчикам не дозвонится :). Но у нас есть роллеры, инструмент, руки и желание покопаться внутри. Что ж, приступим.
  Как известно, роллеры представлены в разных ценовых группах. На "разбор" взяли недорогой 41-й (слева, на фото) и из "высшей касты" седьмой серии - 70-й (справа), стоимость которого в два раза дороже, чем 41-го. "В два раза дороже" - это нужно чем-то оправдать. За что, собственно, платить? Забегу вперед - это оправданно. И даже с избытком.

Изображение

   На фото, с левой стороны, лежит 41-й роллер, справа 70 (конструкция переднего роллера для "горников", начинка переднего и заднего роллеров одинакова). У 70-го огромный, по сравнению с 41-м, диск охлаждения с теплоотводящими ребрами, внушающие доверие - тормоза не перегреются. Для езды по горной местности  - то что надо. Специальным инструментом снимаем охлаждающие диски.
  Нижняя часть обоих роллеров почти одинакова. Шесть роликов (почему эти тормоза и называются роллерами) закреплены в сепараторе.

Изображение

В центре установлена втулка-эксцентрик, которая, при нажатии на ручку тормоза, поворачивается не более чем  на 30 градусов и перемещает ролики от центра к краю. Ролики давят на колодки, которые установлены в тормозных дисках.

Изображение

Охлаждающий диск является одновременно и тормозным.  То есть тормозной диск и диск охлаждения - одно и тоже. Поэтому логичнее их называть тормозными дисками, а не дисками охлаждения.

Изображение

  Стоит помнить, что все механизмы ролики, колодки, внешняя часть эксцентрика и внутренняя часть тормозного диска обильны покрыты густой специальной смазкой. Для фотографирования все детали были тщательно отмыты от этой смазки.

Изображение
Изображение

Внутренняя поверхность тормозного диска, где прижимаются колодки, тщательно отполирована и имеет светло-бронзовый цвет. Вероятно, это износо-устойчивое покрытие для долгой службы тормозных колодок.

Изображение
Изображение

Достанем колодки и посмотрим на них. Они совершенно разные - на 41-м рабочая площадь прямая, а на 70-м - косая. Теперь понятно что такое V-образные колодки - 2 косые стороны напоминают латинскую букву V.

Изображение

Колодки и тормозные диски тщательно подогнаны друг с другом и при перемещении колодок внутри диска не чувствуется никакого трения. Но стоит прижать пальцем колодку к диску и туда-сюда покачать, сразу почувствуется сопротивление. Особенно у 70-го. Как будто сотни маленьких клещей вцепляется в поверхность колодки. Даже как-то необычно. И это не смотря, что остались остатки смазки на внутренней поверхности диска. Крутиться свободно, но стоит чуть прижать колодку к диску и - стопор. Но самое интересное, что колодки "трутся" в смазке! Невероятно! А за счет чего происходит трение? Смазка делает трение ничтожным. Где логика?
   Мне думается так. На основе школьных познаний физики трения (в институте этого не изучали) и личного опыта работы с железками можно предположить, что трение может происходить только при очень сильном давлении металла на металл. Вспомним хорошо "вставший" на свое место закрытый промышленный подшипник: как ни смазывай поверхность сопряженных деталей, но при осторожном забивании подшипника в  "рабочую зону" (втулку, цапфу, трубу) почти вся смазка выдавливается, подшипник встает в распор и туго сидит на своем месте. Поверхность у колодок не сплошная, а с желобками (см. фото), что увеличивает давление и есть место куда "уходить" смазке. Кроме того, у 70-го рабочая поверхность колодки стоит под углом 45 градусов, что увеличивает эффект распора. Смазка выдавливается (часть смазки остается в виде пленки  в порах металла на молекулярном уровне, что, несомненно, делает поверхность очень износо-устойчивой) и происходит трение. При таком "раскладе" колодки и диск прослужат довольно долго. Весь механизм закрыт от проникновения пыли и влаги, но не воды. То есть колеса лучше в воду не окунать вместе с втулками.
  В техническом описании роллеров я не увидел информации о замене колодок. Это понятно. Роллеры "потянут" весь срок службы велосипеда. Но я и не увидел информации о замене или даже добавлении смазки в роллерах. Когда заскрипит, тогда и добавить? Вопрос открыт. Мы катаемся на 70-х постоянно, в том числе и на экстремальных режимах. Как говориться - будем следить за состоянием испытуемого. Возможно, при экстремальном катании, даже смазку добавлять не надо.


Тест 41-го и 70-го роллеров

  Условие: Велосипедист более 100кг. Тормоза только сзади или на обоих колесах. Езда по асфальту и грунту. Езда вниз с горки по асфальтовой дороге с уклоном 15-20 град. Передняя динамо-втулка с ABS. Задняя планетарка на  8 передач. Тормозные ручки Nexus с регулируемым ходом троса.
  Когда ты имеешь высокий рост, крупное телосложение и вес за 100 кг, то сразу видно чего стоят тормоза, когда ты едешь на велосипеде. Например купленный в 2004 году горный байк за 800$ с V-brake тормозами замечательно тормозился до тех пор, пока мы не решили покататься на Воробьевых горах в Москве. И тут выясняется, что вниз при езде в уклоном 25-30 градусов по асфальту при торможении на скорости 20 км/ч тормозного усилия явно не хватало. Я чуть не слетел с дороги. Только после замены на очень дорогие жесткие колодки, торможение с крутых горок с V-brake стало удовлетворительным.

Итого:
Только 41-й роллер на заднем колесе. Для веса более 100 кг явно слабоват. Чтобы заблокировать в юз колесо на асфальте нужно большое усилие на ручку тормоза. Подойдет для спокойного катания на дороге с легкими уклонами человеку до 60 кг.
41-й роллер на заднем и переднем колесе. Намного лучше. Стал доступен легкий контроль над торможением. Но для человека выше 100 кг по крутым горкам лучше не ездить. 
70-й (80-й) роллер на заднем колесе. Очень легкое управление тормозом. Для любого веса при спокойной езде.
70-й (80-й) роллер на заднем и переднем колесе. Полной контроль над торможением. Легкое прогнозируемое замедление дает большую уверенность при любой езде и любом покрытии дороги. Отлично подойдут для экстремального катания. При экстренном торможении - просто легко нажимаете на  тормозные ручки и быстро останавливаетесь.
Валерий Новиков
Техподдержка
Skype: velobigg
VELOBIG
Site Admin
 
Сообщения: 2132
Зарегистрирован: 28 май 2007, 09:31
Откуда: Москва, velobig.ru

Вернуться в Роллерные тормоза

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron