Тест девятискоростной планетарной втулки SRAM

Тест девятискоростной планетарной втулки SRAM

Сообщение VELOBIG » 09 янв 2009, 18:51

Втулка к нам попала благодаря Васе Зворыкину (ник Zavr). Он ее заказал из Германии для своего тандема.

Изображение
Вася на роскошном Эльгуапо с автоматом.

Втулка с ножным тормозом, в сборе с шифтером и с доставкой обошлась около 7000р. Как только я увидел этот двух с половиной килограммовый агрегат тут же захотел испытать ее и поделиться впечатлениями с техническим бомондом. Поигрывая мускулами, и не добро клядя в глаза Васе я заявил - а не даст ли уважаемый Василий мне втулочку на недельку ^3^. И добавил что-то типа гарантии сохранности. Ну Вася решил не испытывать судьбу и расписался в полнейшем почтении и лояльности такому моему желанию :) .
Ну если серьезно - большое спасибо ему за возможность написать маленькую техническую статейку.

Изображение



Итак начнем...э... со звездочки. С шимановской не взаимозаменяема. Жаль. Кроме того, большое отверстие в центре не дает технически использовать звездочки меньше 18 зубьев по спецификации (у Shinano наименьшая 16 зубьев).

Изображение

Не думаю что это не недостаток. Исправить можно подбором передних звезд, да и 18 зубьев при таком передаточном отношении вполне хватит за минимум. В конце концов такая тяжелая втулка не для скоростного прохвата по шоссе выше 40 км/ч. Огорчило другое. Звездочка-то прямая, следовательно не поиграешь с линией цепи как у шиманки. Универсальность страдает.
Механизм переключения передач полностью защищен от грязи. Его закрывает герметичный кожух с прозрачными пластмассовыми окошками для контроля установочных меток.

Изображение

Решение, без условно, суперское. У шимано механизм открытый и при постоянных покатушках с большой грязью когда-нибудь механизм может "попросить" немножко почиститься. А тут вообще никакого обслуживания при любой погоде ^25^ . Кроме того, механизм подключения тросика ко втулке вообще оригинальный, главное достоинство которого - все та же невосприимчивость к грязи. Но об этом ниже.
Быстренько собираем колесо и устанавливаем на раму. И тут начинают пролезать бяки. Приемный кронштейн троса упирается в раму.

Изображение
кронштейн упирается в раму

Нет никакой возможности установить на нее трос с пласмассовым облегающим колпачком. Пришлось устанавливать на втулку дополнительную гайку и расширять OLD на 7мм с соответствующем раздвиганием перьев рамы.

Изображение
подложена гайка для увода кронштейна от рамы

Чем это плохо? Ну, с гайкой.
1. Увеличился OLD и втулка сместилась вправо. Если подложить симметрично гайку с другой стороны, рама может не выдержать и величина витков на оси уменьшится, что плохо для внешних гаек. Колесо пришлось "подворачивать" под центр рамы. Итог - колесо стоит неровно.
2. Линия цепи ушла. Не критично, но неприятно.

Пришла мысль, что можно "поиграть" со стопорными шайбами (переставить слева направо), как у шиманки, и, тем самым, опустить-поднять кронштейн и увести его от пера. Да не тут-то было. Дело в том, что трубка троса длинная, около 10 см и при ее смещении она сразу упираеться в цепь. Кроме того, трубка должна находиться параллельно перу рамы и быть в безопастной зоне. Если трубка будет торчать в стороне, то при эксплуатации велосипеда возможно зацепить ее и поломка неизбежна. Конструкция замка такова, что при большом изгибе пластмасса не выдержит.

Изображение
трубка троса должна быть параллельна перу рамы

Вывод: не на каждую раму идеально встанет втулка. Shimano встанет, Sram нет. Поэтому продавать их отдельно не оправдано, а вот устанавливать на велосипед с правильной рамой производителям будет выгодно.
Установка шифтера стандартна и проблем не возникло. Замок соединения троса к механизму переключения великолепен. Пристегивание троса к втулке занимает пару секунд и соединение герметично. Это очень помогает при снятии колеса. Тут Shimano отдыхает. Правда, после выставления меток точность постоянно немного сбивалась после контрольного кручения шифтера туда-сюда. Думаю этот косячок не повлияет на работу втулки. Сам шифтер крутится с крайних положений без перехватов кисти, но на пределе движения суставов.

Поехали.
Вел собран и готов к бою. Еще немнго теории.
Вес с ножным тормозом 2.400г (по спецификации) у Shimanо 1900г.
Что там у нас с передаточным отношением? Он впечатляет:

Изображение
передаточное отношение и "шаг" передач

340% против шимановских 307% это существенно. 33% разницы выливаются в 2 среднестатические передачи или одну с большим шагом и 500г лишнего веса. 9 передач разброшены в диапазоне 340% с почти одинаковым шагом. У Shimano первые 4 с малым шагом, на 5-ю средний, на 6-8-ю в два раза больше шаг, чем с первыми 4-мя передачами. Но это дело привычки.
На дорожном велосипеде 500г не масса. А еще мои 120 кило делают 10кг туда-сюда не существенным препятствием в велопередвижении. Так что мне что втулка в 1,5 кг, что в 3 кг по барабану. Главное надежность.
Еду.

Тормоза.
Ножной тормоз лично для меня - зло. Ни точного контролируемого торможения ногами, ни прыжков по бордюрам делать нельзя. Даже стоя на педалях ехать не рекомендуется - чуть дал на кочке назад на педалях и колесико юзанулось. Зато гандово, надежно, не обслуживаемо. Никаких проблем. Ножник и в африке ножник, и все тут.
По сравнению с ножным тормозом Shimano inter8 - у Sram отстой. Нет дозировки. Разогнался, начинаешь тормозить, а оно не тормозиться. Дальше жмешь на педаль и колодки как вырвались из плена - начинается интенсивное замедление, которое слабо поддается контролируемости. Затормозить до юза - нужно очень сильно давануть на педаль. При торможении шум, как на советских велах. Можно предположить, что когда-нибудь притрется, но это слабое утешение. Для неспешной езды более-менее сойдет. Для агрессивной - не катит. Другой вопрос: а зачем для неспешной езды 340% диапазона? Хватит и трешки с 186%. Короче как у авто: тормоз не соответствует мотору. Разогнаться-то можно, а тормозить...
Хорошо что я такой большой, тормоза в миг проверяются :) .
На сегодняшний день самый лучший ножной тормоз у японцев на втулке Inter8.

Изображение

Свободных ход.
Кроме трещетки никаких посторонних звуков. Лично меня звук трещетки никак не раздражает, даже нравится. Самый мелодичный треск у роллерной трешки.
Вел катиться хорошо, без замедлений. Я это хорошо чувствую.

Передаточное отношение. Переключение.
Ну, конечно, запас по передачам больше чем у шиманки. Это сразу чувствуется. Хотя меня устраивала шиманка, но, как говорится, запас карман не тянет. Для хулиганства всегда пригодится. Переключение немного расплывчато, чем на шимане, но без провалов, как на стармее, который арчер. Рукоятка чуть туже шимановской. Под нагрузкой не переключает, но для меня это не проблема, уже довел эти действия до автоматизма. Особых бяк, кроме ватности, при переключении не заметил.
Таблица сравнения. Сугубо мое мнение.

Изображение

Официальный сайт: http://www.sram-imotion.com/us/html/navigation_us.html
Там же, в разделе MOVIES, можете посмотреть видеоролики как снимается, ставиться колесо и общепознавательные ролики о планетарках SRAM.
Валерий Новиков
Техподдержка
Skype: velobigg
VELOBIG
Site Admin
 
Сообщения: 2133
Зарегистрирован: 28 май 2007, 09:31
Откуда: Москва, velobig.ru

Вернуться в Тесты и обзоры планетарок и других велодеталей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1